НеИнтервью: Никита Литвиненко. Просто и честно.

10/30/2014

"Как бы странно это не звучало, но фотография - больная тема. Не люблю обсуждать ее, не люблю о ней говорить. Для меня это очень личное."

А что если дать возможность человеку рассказать о себе самому? О том, что для него важно и так, как он считает нужным. Никита Литвиненко учится в Московской Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, много экспериментирует с пленкой и разными способами печати. Он написал для нас небольшую историю.

В последнее время мы всерьез задумались над форматами материалов, которые публикуем в FIX. Мы четко ощущаем внутреннюю потребность в переменах. Когда встречаешь интересного человека, очень хочется сесть и поговорить. Для этого существует всем известный формат интервью. Но далеко не всегда из прекрасной беседы получается такое же прекрасное интервью. Все очень индивидуально. Мы думали, что же делать. И пожалуй, единственный способ найти ответ – пробовать. Этот материал во многом эксперимент.

А что если дать возможность человеку рассказать о себе самому? О том, что для него важно и так, как он считает нужным... Никита Литвиненко учится в Московской Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, много экспериментирует с пленкой и разными способами печати. Ранее мы публиковали его серию "В моей фотографии наступил кризис", прочувствованных, глубоких снимков. В результате подготовки этого поста возникло желание связаться с Никитой и пообщаться по-ближе. Полтора часа разговора пролетели незаметно. Стало очевидно, что уместить в рамки стандартного интервью эту беседу никак нельзя. В итоге, Никита написал небольшую историю.

Этот текст цепляет своей честностью и прямотой. Есть неуловимое ощущение, что на самом-то деле читаешь обрывки чужих дневников. В дневниковых записях можно позволить себе быть настоящими. Рассуждать о страхах, признаться в неудачах. Сказать что-то, что вряд ли сможешь проговорить вслух.

В чужих глазах важно быть сильными, уверенными в себе и производить впечатление. Этого абсолютно лишены «дневники» Никиты Литвиненко. Он не боится говорить о том, что важно; о том, что так или иначе, занимает большую часть мыслей любого творческого человека. И, что невероятно круто - не пытается сконструировать некую идеальную историю.

Вы можете быть согласны. Не согласны. Возмущены. Или тронуты. Но одно совершенно точно – это честно.

Команда FIX


В школьном возрасте у друга появился цифровой фотоаппарат. Я выпросил у родителей похожий, и мы часто ходили с ним по Москве, снимали всякие глупости. Еще иногда снимал пейзажи на даче. Нужно сказать, что я очень мало был знаком с искусством. Родители никогда насильно меня не водили на выставки. Я и сам был достаточно далёк от чего-то подобного в то время. Спустя, примерно, полтора года в моей жизни случились очень важные знакомства, благодаря которым в ней появилось искусство. В частности, мне подарили книгу Брессона, и, листая ее, я вдруг понял, что такое «настоящая» фотография. Я отложил цифровик и купил самый доступный на тот момент пленочник - Смена 8М. Загорелся жанром, пытался ловить те самые знаменитые “решающие моменты”. Получалось откровенно хреново, но в этом был какой-то особый драйв. И почти сразу стал сам проявлять пленку. Этот процесс тоже приносил кайф. Проявка сопровождалась стандартными проблемами: стуки родителей в дверь ванной, случайные выключения света, зарядка пленки по 2 часа из-за дурацкой спирали, просроченная химия ... Но оно того стоило.

Для меня разница между пленкой и цифрой - грубо говоря, разница между искусством и ремеслом. Пленка позволяет работать с материалом. Позволяет влиять на результат, начиная от проявки и заканчивая какой-нибудь странной печатью. Это большой кайф. Плюс - ожидание. Оно дисциплинирует. А цифра хоть и используется в современной художественной фотографии, но сейчас для меня это скорее коммерческий инструмент, там где нужна “прямая” фотография. Или просто для запечатления моментов.

Как бы странно это не звучало, но фотография - больная тема. Не люблю обсуждать ее, не люблю о ней говорить. Это очень личное. Я обычно стараюсь избегать обсуждений. Когда кто-то пытается словами объяснить свою серию, потому что другие ее не понимают - это нагоняет скуку. Поэтому я почти не хожу на мастер-классы. Так же и когда меня просят сказать свое мнение о чужих работах, максимум, что я могу – оценить “нравится” / “не нравится”, “зацепило” / ”не зацепило”.

Никита Литвиненко, 2013.

Как-то для одной из выставок попросили ответить на вопрос “что для вас является вдохновением?” Я ответил: “Чем меньше жизненного комфорта вокруг, тем больше сил это мне придает ”. Я думаю, что кризис - скорее мотивация для движения вперед. Человек должен выходить из кризиса только самостоятельно. Снова погружаться в это состояние и находить способы выбраться - это же самое ценное.

Довольно часто на создание чего-то нового толкает какой-нибудь внешний фактор. Иногда в голове уже что-то сформировалось, но мотивации для исполнения не хватает. Некоторые люди практически каждый день что-то снимают или создают серии. У них есть каждодневное фотографическое голодание. Я тоже раньше испытывал подобное. Сейчас что-то должно зацепить, чтобы появилась новая работа. Раньше я старался делать на одном дыхании, сейчас делаю в несколько подходов. Так, серию “Гость на Коне” я напечатал за две ночи. С “Кризисом” сначала долго отбирал фотографии, зарисовывал какие примерно снимки хочу увидеть, с каким текстом. Потом еще пару ночей подбирал нужный формат для отпечатков. После - они должны как бы отлежаться. И только через день-два делаю уже окончательный вариант.

Серия “Черный Пес Петербург” создавалась в два этапа. Сначала я отснял на пинхол около 10 пленок в Питере ранней весной, и только потом, отсматривая их, уловил что-то более менее общее. Напечатал несколько снимков в черно-белом варианте (изначально пленка была цветная), результат показался мне интересным. Так она родилась, странная для меня серия.

Никита Литвиненко, серия "Черный пес Петербург". Санкт-Петербург, 2012-2013.

Я учился в МГТУ им. Баумана и уже на третьем курсе понял, что мне там не нравится. По времени это как раз совпало с “открытием” Брессона, и мне захотелось развиваться в этом направлении. Было несколько вариантов, и я (как мне сейчас кажется, удачно) выбрал так называемую Школу Журналистики “Известия”. Поступление проходило через портфолио ревю. Завуч, который проводил собеседование, сказал, что у меня самые крутые фотографии, которые он видел в этом году. Хотя может он всем так говорил. У нас были отличные преподаватели, многие из которых сейчас преподают в Школе Родченко. А после окончания “Известий” я решил поступить в “Родченко”. Сейчас прошло два года в “Родченко” и впереди третий “дипломный” год. Сложилась странная ситуация - я практически не показывал то, что делаю как бы “для себя”. И при этом я никому не показывал то, что снимаю по заданиям в школе. Когда я рассказывал об этом кому-либо, все очень удивлялись “почему?”. И мне сложно ответить. На последнем смотре я все же решился принести серию “В моей фотографии наступил кризис” (Прим. FIX - полную серию можно посмотреть ТУТ). Подстегнуло то, что у многих она вызвала схожие переживания. Мне говорили, что я попал в яблочко, как минимум с тем, что у людей и правда постоянный кризис фотографии. И хотя было много критики и споров, я остался очень доволен результатом. Я смог показать в школе что-то “свое” - это важно.

Честно, я пока не знаю, что буду делать после окончания Школы. Не чувствую себя на 100% документальным фотографом. Хотя документалисту, наверное, немного проще зарабатывать на своих фотографиях. Я не хочу снимать коммерцию, для меня это каждый раз стресс. Сейчас подрабатываю бильд-редактором. Это, наверное, один из самых безопасных вариантов работы, связанной с фотографией. Вроде бы и не снимаешь коммерцию, но все равно получаешь полезные навыки.

В данный момент меня интересует религия. Тема, конечно, сейчас очень скользкая. Когда я собирался поступать в “Родченко”, хотел снять цельную документальную серию. В то время как раз в самом разгаре была ситуация с Pussy Riot, и я подумал, что надо попытаться показать другую сторону церкви. Я вспомнил, что со мной в одном доме жил священник, который сейчас является настоятелем одного из храмов в Ивановской области. Вот так я оказался у него. В таком месте намного проще почувствовать Бога, нежели в больших городах, особенно когда между вами дорогие машины попов, пропаганда СМИ и религиозные фанатики. Эта поездка была очень важна. Но самой серией я остался не очень доволен. Я чувствую, что в ней как бы нет меня. Есть куча шаблонов, при этом использованных не очень умело. Пока я не представляю, как снять проект, в котором будет явно выражен мой почерк. Говорить про “свой” стиль - сложно. Изнутри я ничего такого не ощущаю, хотя иногда люди вокруг говорят, что “в этой серии есть ты”, “видно, что она твоя”.

Никита Литвиненко, серия "Сельская вера". Село Вязовское, Ивановская область, 2012.

Вдохновение - это будто тебя кто-то плечом задевает. Тебя толкнули - ты на это реагируешь. Мне кажется, многие черпают его из фильмов, я очень мало их смотрю. Просто я воспринимаю фильмы скорее как пищу для ума, долго их анализирую, перебираю диалоги в памяти. Каждый просмотренный фильм может меня “держать” в течении месяца, а то и больше. Выставки вдохновляют. Точечные ситуации вдохновляют. Нет универсальной чаши из которой я черпаю. Ещё, недавно я совершенно случайно наткнулся на маленькое интервью Мухина для Leica (прим. FIX - интервью можно посмотреть ТУТ). Там он, рассказывая про свои снимки, в конце говорит такую фразу: “...То есть немножко я этих фотографий стесняюсь, на самом деле”. Странные слова, но когда что-то подобное резонирует с твоими ощущениями - это определенно вдохновляет.

Никита Литвиненко, серия "Гость на коне". Москва, 2010-2012.

Серия вдохновленная стихотворением Александра Введенского "Гость на коне".




Полные серии работ на сайте Никиты Литвиненко: http://nikitalitvinenko.com/