Интервью с Франо Прохазка

8/11/2014

Франо Прохазка учится в известной на всю Европу чешской школе фотографии FAMU. Мы сидим с ним в небольшом парке на набережной Влтавы, среди уток, велосипедов и детей с родителями. Франо начинает интервью сам. Он спрашивает: “Какие мои фотографии вы видели? Как вам моя последняя серия?”.

"Мне нравится идея, что каждый может быть художником. Может быть я ошибаюсь, и это - утопия. Но представьте, как было бы здорово, если бы в мире искусства не было иерархии, и все были равны".

Франо Прохазка учится в известной на всю Европу чешской школе фотографии FAMU. Мы сидим с ним в небольшом парке на набережной Влтавы, среди уток, велосипедов и детей с родителями. Франо начинает интервью сам. Он спрашивает: “Какие мои фотографии вы видели? Вам понравилась последняя серия?”.

Франо говорит медленно, периодически задумывается, находит аргумент, который опровергает его точку зрения, и задумывается еще сильнее. Кажется, что имена, книги, фотографии, про которые он рассказывает, ему невероятно дороги, что они стали его неотъемлемой частью.

Потом мы все идем в кафе. Франо рассказывает про недавнюю лекцию по философии в FAMU. Он говорит, что преподаватель показал им знаменитую фотографию Ника Ута, на которой вьетнамская девочка убегает из сожженной напалмом деревни. Эта фотография изменила мнение мирового сообщества о войне во Вьетнаме. “Фотография сделала мир Большой Деревней. Каждый житель Земли смог почувствовать боль этой девочки” - сказал преподаватель. Франо рассказывает, что он поспорил с преподавателем и привел в пример Иисуса. “Ведь каждый смог почувствовать его боль, посмотрев на распятие” - говорит он. И мы начинаем длинный (на 3 чашки чая) спор про Иисуса и Большую Деревню. Франо нравится спорить. Когда он чувствует, что его загнали в тупик, он задумывается, находит новые аргументы и пускается в атаку с удвоенной энергией. На исходе третьей чашки путем витиеватых умозаключений мне удается доказать, что мир - Большая Деревня, только если Бог есть. “Но так как его нет, то и спора нет” - говорю я. Франо задумывается и уходит в туалет. Он возвращается, смотрит на меня и улыбается: “Ловко ты про Бога завернул, мне понравилось”. Я на седьмом небе, кажется меня похвалил маэстро споров.

Какие мои фотографии вы видели? На сайте FAMU мы видели “Лес”. Эту серию, судя по всему, ты использовал для поступления. На том же сайте есть несколько последних твоих работ. Я сейчас фотографирую не совсем так, как раньше. Да, это заметно. Последние работы совершенно другие. Почему? Вам понравилась последняя серия? Да, понравилась. Но она совершенно другая. В “Лесу” было заметно, что ты стремишься к определенной эстетике, классической эстетике черно-белых кадров. В последней серии от этой эстетики, от композиции, не осталось и следа. Но в ней есть эмоциональный заряд, настроение, которое нам нравится. Я делал серию “Лес”, когда работал программистом. Фотография для меня была страстью. Всегда, когда я выходил из офиса, в моих руках была камера. Я ходил по городу и снимал то, что мне казалось красивым. Потом я уволился и начал учиться здесь, в FAMU. И неожиданно фотография стала моим основным занятием. Она перестала быть “побегом” от чего-то. Наоборот, теперь мне самому захотелось от нее сбежать. Я познакомился с таким количеством людей и побывал на стольких выставках, что мне наскучили мои старые снимки. Я почувствовал необходимость двигаться дальше. Искать новую эстетику, такую, например, как фотографическая ошибка. Где расфокус или пересвет - это средства выражения. С этой точки зрения последняя серия фотографий была, как... Будто я преодолевал собственные ограничения. Я видел в ней красоту, пожалуй, даже больше красоты, чем в серии с деревьями. Сейчас так получилось, что моя камера сломалась, и я снимаю на мобильный телефон. И это тоже другая эстетика... Думаю, я немного запутался со всем этим и больше не знаю, что хочу сказать. Поэтому сейчас я много экспериментирую.
Франо Прохазка, фотография из серии для выставки в FAMU. Сложно было поступить в FAMU? Поступить было не сложно. Тебя либо принимают, либо нет. Как они решат, так и будет. На экзаменах нужно было рассказать о своих работах. Они спрашивали, что и почему. Я должен был защитить свою точку зрения. Помню, кто-то из комиссии спросил: “Что ты будешь делать, если не сможешь заниматься фотографией?” и “Что меня интересует помимо фотографии?”. И что ты ответил? Литература. И я привел несколько примеров книг, которые меня вдохновляют и объяснил, как они связаны с фотографией. Вы будете смеяться, но я за всю жизнь прочитал только десяток книг. Но это были очень важные книги! Какие книги ты назвал комиссии? На экзамене я говорил о 3-х книгах. В “Невыносимой легкости бытия” Кундеры меня поразили глубокие характеры героев. У Хемингуэя меня вдохновила идея жизни как приключения. В “Мастере и Маргарите” Булгакова мне понравилась идея магии в повседневной жизни. У Кундеры действительно кажется, что он знает своих героев лучше, чем они сами себя. Именно так я и сказал: “Важно быть честным по отношению к себе и к тому насколько глубоко ты анализируешь свои поступки и свои желания”. Позже я прочитал “100 лет одиночества” Маркеса. Магический реализм - это то, что мне действительно нравится. Кундера очень депрессивен. Все и так знают, что жизнь - дерьмо, кому понравится еще об этом читать? (смеется) Магический реализм это не отрицает, но старается как-то преодолеть. Если бы в фотографии был такой жанр, я бы был фотографом-магическим-реалистом. Франо Прохазка, снимки из серии "Ortigueira 2010" Какие у тебя впечатления от FAMU? Когда я поступал, то считал, что в фотографии самое главное - эстетика. Я думал, что с ней, как с любой другой работой - чем больше времени ты уделяешь, тем лучше результат. Тем ближе и ближе ты подбираешься к тому, чтобы выразить красоту, которую видишь. Но в школе подход оказался немного другим. В FAMU нужно уметь защитить свою работу. “Почему?” - там самый главный вопрос, на который нужно учиться отвечать. FAMU - неклассическая фотографическая школа. А с концептуальной фотографией у меня были большие проблемы, особенно в начале. Я ее не понимал и не принимал. Я хотел оставаться собой. Но тут встает интересный вопрос. Кто ты, и что значит оставаться собой? Я думал, что я - это мои фотографии. Но в школе, я попал под влияние совершенно новых мнений и идей, мои работы начали меняться. И сейчас я как будто противостою этому влиянию. Я стараюсь работать не только с фотографией, но и с анимацией. Мы ее используем на выставках.
Тебе могут задать вопрос “Почему ты оформил выставку именно так?”. Раньше я думал, что без разницы, как оформил, так оформил. Но разница есть. Просто я ее не чувствовал. Теперь я по-другому смотрю на выставки. Последнюю экспозицию я оформил как ветку дерева. Фотографии висят на ней и колышутся на ветру. Согласитесь, это совсем не то, что просто повесить их на стену. Это наполовину - фотография, наполовину - скульптура. И это интересно.
Если мы говорим о понимании красоты, знания, чего угодно - все это сходится в одной точке. И куда бы мы ни шли при помощи фотографии, науки и т.д. - мы стремимся в одну эту точку. И я думал, что смогу достичь ее, занимаясь фотографией. Но сейчас мне кажется, что это скорее вопрос веры. Ты можешь выбрать любой способ, любой фотографический стиль, чтобы прийти туда, и считать, что твой выбор правильный.
Франо Прохазка, фотография из серии "Лес". Получается, что твои представления о мире сильно изменились после поступления в FAMU? Нет, нет, не уверен, что школа поменяла какие-то мои представления. Они остались прежними, но я пытаюсь экспериментировать с ними, анализировать их, смеяться над самим собой. Например, вот я что-то ищу. Представим, что я это нашел. И как же оно на самом деле выглядит?
Сейчас я достиг какой-то точки, когда я думаю о фотографии не только, как об эстетике, но как о медиуме. И я прихожу к концептуальной фотографии, которой я так боялся, и которую совсем не понимал. Я думал - это не для меня, нужно быть на чеку и оставаться собой. И тут - бах! Я сам уже совсем другой. С этой точки зрения школа на меня повлияла сильно. Если бы я увидел себя нынешнего 2 года назад, я бы сказал: “Не-не-не, мне это не нужно”. Но сейчас я очень доволен. Я продвинулся вперед, потому что получил какой-то опыт. Хотя... Тяжело, конечно, сказать, что есть “вперед”, а что - “назад”...
Как учителя влияют на творческий процесс? И что влияет на тебя сильнее - учителя или другие студенты? И то, и другое. На тебя влияет все. Вообще, тяжело выделить роль учителей. Потому что некоторые учителя тебя поддерживают и подбадривают. А некоторые говорят: “Почему? Зачем?”. Ты с ними находишься как бы в постоянном конфликте. И сложно сказать, что лучше - поддержка или конфликт. Мне лично нужно, чтобы было с чем бороться. Когда я работал в офисе, фотография была борьбой против того образа жизни, поиском другой красоты. Теперь мне нужно бороться с чем-то еще. Вот со школой например. Мне кажется, что борьба - это очень естественный подход к работе. Ну и с другой стороны, эта относительность того, что красиво, а что - нет, чье мнение правильно, что хорошо, а что плохо, что имеет смысл, а что - нет... Это бесконечный спор, он никогда не прекратится. Учителя говорят вам “это фото хорошее, а это плохое”? У них есть критерий “правильности” фотографии? Это очень интересный момент. Я уважаю мнение учителей, но в конце концов они просто отстаивают свою личную точку зрения. Например, учитель-документалист, который всю жизнь снимал репортаж. Для него фотография означает совсем не то, что для преподавателя новых медиа, который экспериментирует, рисует и почти не фотографирует. Или есть преподаватели, занимающиеся технической фотографией. У них на все есть четкие правила, все должно быть технически совершенно. Как определить, кто из них прав, как должна выглядеть фотография, как должно выглядеть искусство? В школе идет борьба мнений, и когда ты поступаешь, ты становишься ее частью. Нужно определяться, на чьей ты стороне. И очень тяжело во всем этом не запутаться.
Школу можно считать особой творческой средой. Споры и разочарования - часть этой среды. Я почти не фотографировал с тех пор, как поступил. Я не разлюбил фотографию, просто занимаюсь немного другим. Когда мою камеру наконец починят, я с большим удовольствием пойду куда-нибудь, буду снимать и забуду обо всем на свете. Но ведь есть и другая сторона. Нужно понимать, что ты снимаешь, что из этого получается, что эти картинки значат, что ты хочешь ими сказать и как ты защитишь свою точку зрения.
Это имеет какое-то значение? Да, потому что одно дело, когда ты снимаешь для удовольствия. Тебе тогда даже пленку проявлять не обязательно, можешь просто запереть ее где-нибудь в ящике. Но когда ты проявляешь пленку и смотришь на фотографии - понимаешь ли ты действительно, что ты наснимал? Ты понимаешь все эти эмоции? Ты можешь сказать что-то своими снимками? А новое что-то можешь ими сказать? Что-то, кто никто еще до тебя не говорил? Имеет ли смысл вообще пытаться это делать сейчас, когда каждый может быть фотографом, и у каждого есть камера? Это все сложные вопросы. Франо Прохазка, снимки из серии для выставки в FAMU, 2011 год. Более материальный вопрос. Ты работал программистом, у тебя была работа и зарплата, теперь ты все бросил и учишься в школе фотографии. Каким ты видишь свое будущее? Что ты думаешь делать, когда закончишь FAMU? Я понятия не имею, чего я хочу. Работа программистом тоже не была чем-то, чем я осознанно хотел заниматься. Когда я был маленьким, я написал компьютерную игру. И я думал, что будет здорово этим заниматься и дальше. Но с тех пор ничего интереснее той первой игры я так и не нашел. Правда, я не был хорошим программистом. У меня проблемы с концентрацией, а если хочешь программировать, нужно уметь сосредотачиваться, запоминать кучу информацию, держать ее в голове и эффективно использовать. Мне было тяжело сосредоточиться на чем-то одном, я часто отвлекался. Поэтому приходилось сидеть ночами в офисе, чтобы заканчивать проекты в срок. Может быть, со временем, я бы исправился, но однажды я наткнулся на лекции FAMU об искусстве и фотографии. И я понял, что сижу и занимаюсь здесь неизвестно чем, а там за окном такие интересные штуки. Я подал документы в FAMU и, когда узнал, что поступил, уволился со своей основной работы.
Я не знал, чего хочу от фотографии, да я и сейчас этого не знаю. Той фотографией, что я делаю сейчас, на жизнь не заработаешь. У меня есть какие-то подработки - иногда я снимаю, иногда готовлю или делаю еще какую-нибудь простую работу. Сначала я думал, что было бы здорово стать преподавателем фотографии. Тогда можно было бы легко совмещать работу с созданием каких-то личных проектов. После двух лет в FAMU, я уже не так уверен, что хочу преподавать. Здесь, как наверно и везде, множество конфликтов. И все зависит от того, насколько ты силен, можешь ли ты ответить, если тебя заденут.
В FAMU есть англоговорящее отделение. Ты общаешься с ребятами оттуда? Чешское и английское отделения достаточно обособлены. Обычно англоговорящие студенты не пересекаются с теми, кто говорит на чешском. Большая часть занятий проходит отдельно. Только некоторые практические работы у нас проводятся совместно. Они обычно идут на чешском, но в аудитории сидит переводчик. В этом году, правда, все чуть лучше, мы больше общаемся. В конце концов, все от людей зависит. Просто в Чехии люди достаточно закрыты, иностранным студентам тяжело в них разобраться. Кстати, ты не снимаешь на цифру, кроме как на мобильник? Последние три года я снимаю в основном на пленку. Но я пользовался и цифровой камерой, особенно для коммерческих заказов. Сейчас вот вообще на телефон снимаю. Что особенного в съемке на мобильный телефон? Ты пытаешься почувствовать себя частью поп-культуры? Думаю, я могу объяснить, почему снимаю на мобильный. Во первых - у меня есть телефон с камерой. Почему бы ей не пользоваться? Это такой подход - пользоваться тем, что есть. Если бы у меня была фотохимия получше, оптика получше или я купил бы себе Canon 5D - мои фотографии были бы другими. Но чем бы я не снимал, в моих снимках всегда будет что-то общее. Поэтому не так важно, в итоге, на что ты снимаешь. Лично для меня разница между цифрой и пленкой - в потере секрета. Когда ты снимаешь что-то, и не видишь результат - он только у тебя в голове. А потом ты сравниваешь получившиеся снимки с идеей, которая у тебя была. Это ожидание мне кажется очень важным, в цифре его нет. Да, можно специально не смотреть на экран камеры, но у меня терпения на это не хватит. Ну и в целом - бесполезно повторять аналоговую фотографию с помощью цифровой. У цифры есть свои преимущества, свой язык. Заменять его другим языком мне кажется бессмысленным. Какие фотографы повлияли на твои стиль и видение до поступления в школу? Какие влияют на тебя сейчас? Когда я начал заниматься фотографией, я узнал про агентство Magnum и смотрел на работы его сотрудников. Мне нравилась эта “классическая” документальная фотография.
Потом одним из моих любимых фотографов стал Антуан Д’Агата. Это французский фотограф, его документалка была немного другой. Он фотографировал проституток на улицах или свои сексуальные отношения. Его эстетика совершенно другая: темная, размытая. Качество снимков для меня всегда было очень важным. Но снимки Д’Агата несли в себе какую-то невероятную мощь, хотя и были формально “низкого качества”. Д’Агата позволил мне по-другому взглянуть на фотографию. Он дал мне заряд вдохновения.
И еще Вольфганг Тильманс - я до сих пор им восхищаюсь.
Представь, что ты - преподаватель. Как бы ты общался со студентом? Что бы ты ему говорил? Мне нравится идея, что каждый может быть художником. Может быть я ошибаюсь, и это - утопия. Но представьте, как было бы здорово, если бы в мире искусства не было иерархии, и все были равны. Может быть, если бы я был учителем, я бы боролся за эту идею. Я это и сейчас делаю - пытаюсь понять, можно ли считать искусством что угодно? И как быть с правилами - их нужно уважать, или ломать? И если ломать, то как далеко можно зайти? Это довольно интересно.

Сайт Франо Прохазки: http://t1219.blogspot.cz/


С Франо беседовали: Анна Прыткова, Виктор Петренко.