Интервью с Розанной Бах

7/06/2014

Розанна Бах - молодой швейцарский фотограф - была первой из авторов, с кем мы встретились в Нью Йорке. На тот момент она училась в Нью Йоркском International Center of Photography на курсе “Documentary and Photojournalism”. Просматривая работы студентов ICP, я наткнулась на проект Розанны “Fears”. И стало очевидно - это то, что нужно! В нем было нечто особенное: сочетание фотографии и текстов, дополняющих истории персонажей со снимков.

"В Швейцарии самый впечатляющий город - это Цюрих. В то же время он достаточно маленький, и если ты много работаешь, то вероятно сможешь достичь своих целей в разы быстрее. В Нью-Йорке же нет никаких гарантий, поэтому я и люблю это место! Тебя подбрасывает то вверх то вниз, из крайности в крайность, из стороны в сторону. Мне кажется, это и есть свобода!"

Розанна Бах - молодой швейцарский фотограф - была первой из авторов, с кем мы встретились в Нью Йорке. На тот момент она училась в Нью Йоркском International Center of Photography на курсе “Documentary and Photojournalism”. Просматривая работы студентов ICP, я наткнулась на проект Розанны “Fears”. И стало очевидно - это то, что нужно! В нем было нечто особенное: сочетание фотографии и текстов, дополняющих истории персонажей снимков.

Встретились мы вечером в небольшом заведении “The chocolate room”, гудящем обычным вечерним молодежным гомоном. Взяли по чашке кофе и разговорились про жизнь в Нью Йорке, про готовность к переменам, про реализованные и будущие проекты. Разговор получился несколько сумбурный, но cо своим настроением. Как и книга “House of Creatives”, которую Розанна собрала благодаря тому, что без оглядки окунулась в представившуюся возможность провести лето с группой музыкантов, фотографов и художников в одном доме. Не стремясь получить что-то определенное в конце, а просто с целью проверить себя и свои силы. Эта самостоятельность, готовность рисковать и в любой момент меняться очень четко ощущалась в Розанне. В какой-то момент мне даже захотелось схватить ее за руку, чтобы она не исчезла до конца интервью. А то вдруг, никогда не знаешь наверняка.

Милое местечко, ты всегда приходишь сюда? Нет. Мы прогуливались как-то с подругой и она предложила заглянуть в это заведение. Мне понравилось. Теперь иногда захожу сюда. Отлично. Скажи, почему ты выбрала именно фотографию? Хороший вопрос. Я пробовала разные художественные дисциплины: например, иногда рисовала. Это, конечно, просто, но у меня никогда не получалось достаточно хорошо, но я особо и не старалась. На самом деле, у меня никогда не было желания тратить на это много сил и времени. Кстати говоря, я писала тексты и получала от этого огромное удовольствие и даже выпустила книгу в прошлом году. Началось всё с того, что одна девушка,музыкант, организовала свою группу. И её звукозаписывающая компания оплатила ей проживание в Пенсильвании, чтобы она смогла поработать над своим альбомом и впоследствии записать его. И тогда она подумала: «Почему бы не собраться в этом большом доме огромной толпой и не сотворить что-нибудь?!» Так она нашла меня в интернете и предложила поучаствовать, пригласила друзей и других людей для сотрудничества. Никто из ребят не ограничивал себя, все занимались тем, что им нравилось: писали музыку, снимали видео-ролики, делали фотографии. Так или иначе, это само нашло меня, и я подумала, что это хороший знак. Я хочу сказать, что не принимала чёткого решения стать фотографом. Ведь раньше я занималась совсем другим. Я изучала дизайн-менеджмент - это разработка и продвижение торговой марки. Довольно полезная штука. При этом я много фотографировала своих друзей вне школы. На тот момент я приобрела свою первую камеру и начала создавать небольшие истории о друзьях, как воспоминания или что-то в этом роде. Постепенно я поняла, что если хочу заниматься фотографией всерьёз, то я должна изучить техническую сторону дела. Так в 2008 году я переехала в Нью-Йорк и сейчас учусь в международной школе фотографии (ICP). Расскажи о себе и о том, как ты попала в Нью-Йорк. Ок, но это ооочень длинная история (смеется). Пожалуй, начну с того, что моя мама британка, но родилась и выросла я в Швейцарии. Лет до 18 лет, в основном, я жила там, а затем переехала сюда. Когда мне было 12, я ходила в школу-интернат. Так получилось, что я не живу с родителями уже очень давно. Наверное, поэтому я никогда особо и не скучала по дому. Я люблю знакомиться с новыми людьми, заводить друзей, мне всегда это очень нравилось. И я всегда знала - где-то там что-то происходит, поэтому и переехала в Нью-Йорк. Это если вкратце. А как ты относишься к Нью-Йорку? Что ты чувствовала, когда первый раз попала сюда? Первый раз я приехала в Нью-Йорк с подругой. Мы познакомились в школе: нам было по 15, и сама она была отсюда. Ее родители предоставляли ей столько свободы! Знаешь, это выглядело так: большой город и только две 15-летние девочки, нарезающие круги. О Боже, это было великолепно! Для меня это была настоящая свобода. Тогда и мелькнула мысль: «Когда-нибудь я должна вернуться сюда!» Так и случилось: спустя 3-4 года я переехала в Нью-Йорк, но всё уже было по-другому. Есть кардинальная разница между тем, когда ты просто посещаешь город как турист и, когда остаёшься в нем жить. Необходимо наладить жизненный уклад, а на это требуется много времени и сил. Но я почувствовала, как только ты находишь компанию хороших людей, на которых можно положиться, действительно настоящих друзей, тогда ты способен на все. Эта как семья, которую выбрал сам. Сейчас они у меня есть, и я считаю, мне очень повезло. Фотографии, сделанные Розанной специально для публикации "Tribute to NYC"
Расскажи еще о том времени. Были у тебя какие-то трудности? Я была молода, видимо в этом и была трудность. Постоянные тусовки, всё вокруг просто поражает тебя. Но спустя некоторое время приходится что-то делать для себя. Я думаю, начинать новую жизнь сложно всегда, независимо от места. У меня была ещё одна подруга, которая переехала сюда одновременно со мной . На тот момент мы были знакомы 6 лет. Но когда приехали в Нью-Йорк, оказалось, что мы два абсолютно разных человека. Когда ты живёшь в Швейцарии - у вас много общих друзей и интересов. Швейцария ведь очень маленькая. Но, когда сталкиваешься с абсолютно другим миром, ты сразу же видишь отличия: вас будто разводит в разные стороны. Я просто пыталась найти свой путь в жизни, своих друзей. Да, это было сложно, но оно того стоило. Кажется, есть огромная разница между местом, где ты жила раньше и Нью- Йорком. Как считаешь, здесь больше возможностей? Я приехала сюда из маленького городка в Альпах, именно потому, что в Нью-Йорке гораздо больше возможностей. Здесь гораздо больше вещей, которые можно фотографировать… Да, тут всего больше. В Швейцарии самый впечатляющий город - это Цюрих. В то же время он достаточно маленький, и если ты много работаешь, то вероятно сможешь достичь своих целей в разы быстрее. В Нью-Йорке же нет никаких гарантий, поэтому я и люблю это место! Тебя подбрасывает то вверх то вниз, из крайности в крайность, из стороны в сторону. Мне кажется, это и есть свобода! Думаю, когда тебе 20, ты должен испытать нечто подобное. Только так можно чувствовать себя живым. Кому нравится однообразие? Я не говорю, что так жить легко, но уж точно интересней. Ты бросила дизайн-менеджмент и поступила обучаться фотографии. Сложно ли было попасть в международную школу фотографии (ICP)? О, я не знаю. Я просто подала заявку и меня приняли. Не могу сказать, что это было таким уж большим событием. Хотя с другой стороны, для меня, и правда, это было важно. Например, для моей курсовой я выбрала тот самый проект в Пенсильвании. Сделала из этого книгу, которая и стала моей выпускной работой. Мне просто повезло. Если ты знаешь, чего хочешь - ты им подходишь, поскольку это играет в твою пользу. В то время фотоаппарат всегда был со мной, и это было так естественно. А для дальнейшего развития мне были необходимы только технические знания и навыки. Скажи, а какова процедура поступления в ICP? Это довольно просто. Ты присылаешь портфолио, 15-20 кадров. Затем пишешь эссе, примерно 500 слов, и все. Я принесла небольшую книгу: совместила писательский труд и фотографию. У меня были снимки, но, по факту, я никогда не делала подобного проекта, за исключением книги. Фотографий было слишком много, и я не могла представить их все. Пришлось выбрать несколько из моих любимых и состряпать из них историю. Как ты пришла к тому, чтобы совмещать текст и фотографию? Это забавная история: в школе, где я училась был один преподаватель. Я узнала, что он фотограф. И, хоть, он не вёл у меня ни одного предмета, я всё равно обратилась к нему за советом. И он уделил мне много времени и очень помог.
- Тебе нужно писать, - сказал он.
- В смысле писать? Я же не умею! Но, всё-таки, я решила попробовать. Я начала записывать всё подряд, и это сработало. Я действительно получаю настоящее удовольствие создавая текст. И, честно говоря, у меня неплохо получается. Конечно, мне еще есть над чем работать. Но я поняла самое главное - мне нравится писать. И я чувствую, что это добавляет гораздо больше глубины снимкам. Может, звучит несколько прозаично, но иногда текст действительно имеет огромное значение для проекта.
Могу предположить, что в твоем институте учится много разных людей. Для тебя это имеет какое-то особое значение? Я считаю, это здорово. Здесь очень много необычных, интересных и главное очень разных людей. У каждого есть свой стиль, своя изюминка. Тут ты можешь встретить девочку лет двадцати, которая только ищет себя. А рядом с ней - тридцатилетнюю женщину-финансиста, которая вдруг послала всё к чёрту и изменила свою жизнь. Правда-правда! С нами учится такой человек. Так что, здесь сталкиваешься с разными, абсолютно разными людьми. И это прекрасно. У вас принято критиковать работы одногруппников или нет? Я бы не назвала это критикой в обычном смысле, скорее так: здесь ценится здоровая критика. Это есть в любой школе искусств: ты вывешиваешь свои работы на стене, и люди комментируют их. И не всегда это положительные высказывания. Но, ведь так мы и учимся, правда? Если все кругом твердят: «Ой, какая классная работа, какая классная работа..!» Тогда, скорее всего, тебе не за чем там находится. Важно, не принимать это близко к сердцу, относится к этому как к совету, не воспринимать в штыки. У других людей всегда есть чему поучится. Розанна Бах, из серии "House of creatives"
Какие у тебя планы на будущее? Да какие планы могут быть в июне (смеется)? Одна вещь, которую я узнала в школе от учителей: «Вам придется делать работу, которая вам не нравится, и параллельно заниматься проектами, которые будут действительно интересны». Так что, может быть я и сниму несколько свадеб, в качестве подработки. Но основной план - устроиться работать ассистентом у фотографа, который будет интересен мне. Хорошо, если ещё и платить будет (смеется). Мне 22 и я хочу получать больше знаний и опыта в съёмках. Сначала поучусь, а там видно будет. У меня есть пара идей касательно того, чем я хочу заниматься после окончания программы. Но для начала я хочу понять, как все пойдет. Думаю, что совмещать работу ассистента и собственные проекты не так уж и плохо. В любом случае, надо делать то, что любишь. У вас может быть лучшая работа в мире, но, вероятно, и там будет присутствовать что-то, что вам не нравится. Не поймите меня неправильно, я бы с радостью днями напролет делала фотографии о своей жизни и путешествиях, но это не так-то просто (смеется). Ещё я люблю музыку, так что я совсем не прочь заняться музыкальной фотографией. Не думала заняться видео съемкой? Не уверенна, что готова. Это совсем другая история. Но, зато есть такая штука как мультимедиа, которую можно делать из фотографий и голосовых записей. Именно это я и собираюсь изучить. Я просто чувствую, что такие проекты будут гораздо сильнее и глубже. Благодарю этому твоя история становится полной. Какие фотографии тебя вдохновляют? Мне очень нравится французский фотограф Софи Калль. Я недавно купила ее книгу о слепых людях - совершенно невероятная и изумительная! Софи спрашивала о том, что для них есть красота. И фотографии тех вещей, которые они упомянули, были включены в книгу. А некоторые страницы написаны шрифтом Брайля. Так что, вся книга очень умно устроена. Это здорово! А если в широком смысле, что для тебя вдохновение? И какие вещи заставляют тебя двигаться вперед? Ну, я пока еще студент. Спроси меня года, так, через 3, когда мне действительно придется заставлять себя двигаться вперед. За что я люблю фотографию? Думаю, это просто мой способ лучше узнавать мир и людей. Она заставляет меня совершать поступки и делать вещи, которых я боюсь до ужаса. Фотография выталкивает меня из зоны комфорта, и мне это нравится. Я постоянно нахожусь в движении. И после всего этого ты знакомишься с таким количеством совершенно потрясающих людей. Я думаю, это и есть моя эгоистичная причина продолжать заниматься фотографией. Оно того стоит. Но я надеюсь, что тоже смогу стать источником вдохновения для людей. Смогу как-то помочь им не бояться, думать, больше мыслить и мечтать, творить. Розанна Бах, из серии "Fears" МАРИАНО, БУЭНОС-АЙРЕС, АРГЕНТИНА.
"Боюсь, что я не понравлюсь им такой, какой я есть."
ЯНИНА, БУЭНОС-АЙРЕС, АРГЕНТИНА.
"Я боюсь людей, боюсь говорить с ними."
САЛЬВАДОР, ТАКИЛЕ, ПЕРУ.
"Я хочу выучить английский язык, не могу на нем говорить."
КУСКО, ПЕРУ.
"Смерть моей мамы"
АДОЛЬФО, БУЭНОС-АЙРЕС, АРГЕНТИНА.
"Послушай-ка деточка, никто на самом деле не умер, пока его не забыли."
ГРИЗЕЛЬДА, БУЭНОС-АЙРЕС.
"Боюсь потерять работу."
ЭРИЭЛЬ, БУЭНОС-АЙРЕС.
"Боюсь умереть в одиночестве, даже не зная что я люблю, не поняв себя."
КАРМЕЛО, БУЭНОС-АЙРЕС
"Боюсь плохих людей на улицах. Уличная жизнь бывает очень плохой."
СЕЛИНА ГОМЕС, БУЭНОС-АЙРЕС.
"Я боюсь, что они доберутся до тебя."

Ты веришь, что мир можно изменить? Может не весь, но все начинается с одного человека, верно? То есть, если тебе удастся изменить мнение или способ мыслить хотя бы одного человека, постепенно это переходит и в массы, и что-то начинает происходить. Знаешь, в какой-то момент я была совершенно разбита, обессилена, я думала: “Ну как же я могу все поменять?” У меня было ужасное состояние, я даже хотела бросить фотографию. Но мой парень сказал: “Слушай, ты же не можешь изменить мир за один день. Начни с малого, а дальше разберешься...” И он был прав. Тебе не бывает страшно потеряться во всем этом огромном мире искусства? Да ну, неет. Я не живу дома уже больше 10 лет, так что я очень внимательна отношусь к тем людям, которыми окружаю себя. Стараюсь, чтобы все они были действительно хорошими. Думаю, люди бывают очень эгоистичны. Особенно когда у них все складывается замечательно, они начинают гораздо больше думать о себе. И в это состояние очень легко провалиться. Особенно в Нью-Йорке, где есть ощущение, что это единственное место на земле. А, когда покидаешь этот город, внезапно осознаёшь: “Вот черт, да тут же оказывается целый огромный мир вокруг!” Очень легко об этом забыть. Ты настолько глубоко погружаешься во всеобщее потребление, что забываешь обо всем. Но, именно поэтому, очень важно сохранять некоторую отстраненность от того, что творится вокруг. Стараться мыслить ясно и трезво. Тогда все будет в порядке (смеётся). Чего ты боишься? Нет, нет, нет! Ты не можешь этого сделать! Ух, ладно, мой страх… Мне кажется … Что-то я задумалась… А ведь столько раз сама спрашивала людей об их страхах! (смеется). Думаю, я боюсь провала, боюсь потерять дорогих мне людей, и особенно любимого мужчину. Просто потому, что люди очень непредсказуемы, знаешь? Сегодня ты влюблен по уши, а на следующей неделе любовь всей твоей жизни встретит кого-то еще. И этот кто-то изменит всю его жизнь, и он скажет тебе: “Чао!” Никогда не знаешь наверняка. Похоже, ты человек, который любит все эти перемены, и действительно нуждается в них. Но при этом, кажется, у тебя есть какие-то опорные точки... Да, безусловно. Своего рода стабильность. Думаю все нуждаются в этом. Люди - существа привычек, верно? То есть, мы частенько застреваем на том, что точно знаем, к чему привыкли. Я стараюсь следить за этим. Но, думаю, некая стабильность необходима. Ты постоянно меняешься, постоянно ищешь самого себя. Но к тому моменту, когда тебе кажется, что ты нашёл своё я, бац… и мир снова изменился. Да уж, это немного безумная тема, но об этом стоит говорить. Мои друзья и люди вокруг – вот моя стабильность, но уж точно не место, где я нахожусь. Мне совершенно плевать на него. Место может измениться до неузнаваемости за один миг - как только находишь своих людей. И тогда тебе уже ничего не страшно.

Сайт Розанны Бах: http://www.rosannabach.com/


С Розанной беседовали: Анна Прыткова, Виктор Петренко Над текстом работали: Дашенька Дарёныш, Ольга Шапиро-Рублева.