Интервью с фотографом-документалистом Иваной Ясминска, которое было опубликовано во втором выпуске журнала "Fix. Чешская фотография".
Ивана Ясминска учится в Институте творческой фотографии в Опаве. Мы поговорили с ней в редакции газеты “Hospodářské noviny”, где она работает фоторепортером. Как оказалось, Ивана не говорит по-английски, но понимает русский... Трудности перевода, тем не менее, не испортили впечатления ни от Иваны, ни от ее замечательных фотографий.
Те, кто всерьез интересуются фотографией, знают, что FAMU - одна из самых престижных фотошкол Европы. Туда сложно поступить и там нужно “выжить”. Это один из немногих чешских ВУЗов с полноценным англоязычным отделением, где за учебу придется платить большие деньги. Складывается ощущение, что когда речь идет о чешской школе фотографии, то это точно о FAMU.
Оказалось не так.
Франко Хулер (итальянский художник и фотограф, последние 3 года живет в Праге) рассказал нам об Институте творческой фотографии в Опаве. Место, пожалуй, не менее серьезное, чем FAMU. Его отличие в том, что оно больше ориентировано на документальную фотографию, чем на современное искусство. Институт в Опаве - вечерне-заочный. Студенты периодически приезжают туда для консультаций и встреч с преподавателями. Средний возраст учащихся - 25 - 30 лет. У большинства есть постоянная работа, многие - уже состоявшиеся фотографы, лауреаты национальных и международных конкурсов.
Одна из студенток Института в Опаве - Ивана Ясминска, фотограф-документалист. Мы встретились с ней в редакции (небольшом подвале, забитом столами, компьютерами и сотрудниками) газеты “Hospodářské noviny”, где она работает фоторепортером. Как оказалось, Ивана не говорит по-английски, но знает немного русский. Во время встречи нам помогала предусмотрительно приглашенная Иваной подруга-переводчица. Она так умело сокращала ответы Иваны, что после разговора осталось ощущение, как будто, в чешском языке 80% слов вообще не имеют значения. Трудности перевода, тем не менее, не испортили впечатления ни от Иваны, ни от ее замечательных фотографий.
Ты родилась в Чехии?
Нет, я словачка.
Как ты начала заниматься фотографией?
Три года назад я пошла на курсы и профессор сказал, что у меня талант. Мой брат тоже фотограф. Четыре года мы прожили вместе, я была его моделью.
Чем ты занималась до фотографии?
Вначале я окончила балетную консерваторию, потом институт специальной педагогики.
Балетную консерваторию?
Мне это нравилось с детства.
А педагогика как-то связана была с балетом?
Нет, это педагогика, направленная на работу с детьми, у которых есть отклонения.
Где ты учишься?
На втором курсе в школе фотографии в городе Опава. В этой школе основной упор делается на документальную фотографию. Здесь (в Праге) тоже есть несколько школ. Самая известная FAMU – у них больше арт.
По твоему мнению, нужно ли образование фотографу? Нужно идти в школу или лучше просто очень много снимать?
Здесь не учат, как фотографировать. Но всегда советуют, что лучше. Помимо этого, нужно очень много работать над заданиями.
Это международная школа, здесь учится много иностранцев - японцев, поляков и т.д. - и довольно мало чехов. При поступлении большой конкурс, масса желающих. Конечно, после окончания много преимуществ, больше возможностей и шансов найти работу. В процессе обучения обрастаешь огромным количеством контактов, потому что школа сотрудничает с галереями, в том числе и с иностранными. В будущем есть шанс выставляться в самых разных местах.
Меняется ли что-то в твоей фотографии в процессе обучения?
За эти два года я начала совершенно по-другому относиться к съемкам. Если раньше я дожидалась нужного момента и снимала, то сейчас сначала нахожу подходящее место, где хочется фотографировать определенных людей. Потом я их там выставляю. Получается с одной стороны документальное, а с другой стороны - концептуальное фото.
Значит, ты выбираешь место, и потом уже сама режиссируешь происходящее в зависимости от того, что хочешь сказать?
Да, но это все равно документальная фотография, потому как и место реальное, и люди.
Как ты выбираешь тему для своих проектов?
Все начинается с интереса к какому-нибудь человеку. Я узнаю, кто он, как и чем живет. И потом оформляю это в историю.
Например, у меня есть соседки - слепые бабушки-двойняшки. Я долгое время жила в квартире напротив, и как-то, спустя несколько лет, пришла к ним чем-то помочь. Тогда я поняла, что рассказать о них было бы интересно. Так и получилась серия фотографий. Для меня всегда в первую очередь важен человек, о котором я рассказываю.
Недавно я обнаружила, что в Чехии есть молодежное политическое движение “Юных коммунистов”. Туда входят ребята от 18 до 35 лет. Мне хочется сделать об этом проект. Во-первых, удивительно, что они вообще существуют. Во-вторых, меня очень заинтересовала тема. Там есть 18-летние ребята, которые никогда не жили во время коммунизма и не представляют, что это такое.
Ивана Ясминска, из серии "Близнецы"
Как ты относишься к критике своих работ? Нужна ли она тебе?
Зависит от того, кто и как критикует. С одной стороны хорошо, когда есть, кому сказать, что что-то плохо, почему это так и как сделать лучше. С этим можно работать. Я не люблю, когда мои работы только хвалят, или только ругают. В школе у меня четыре профессора, и каждому нравится что-то свое. Многое зависит еще и от меня, ведь то, что они говорят, так или иначе - субъективное мнение. Только мне решать, как это использовать.
Студенты обсуждают работы друг друга?
Так получается, что в отношениях между студентами много ревности. У меня был очень неприятный опыт. Я раскритиковала работу и это было воспринято негативно.
Получается между студентами скорее натянутые отношения, чем дружеские?
В школе учится много иностранцев, они сбиваются в группки, но их сложно объединить. Да, они могут в баре пить пиво вместе, но когда знаешь, что из 30 фотографий выберут только 2 или 3, сложно не чувствовать острого соперничества. В таких условиях не так-то просто быть друзьями.
Тебе было сложно поступить?
Да, из 400 человек в итоге взяли только 30.
Что нужно было для поступления?
Сначала нужно предложить серию из 15 фотографий, иллюстрацию к книжке и автопортрет.
Потом второй цикл - 15 новых фотографий и вступительные тесты. Третий цикл – это интервью.
Интервью, наверное, самая сложная часть?
Во время интервью комиссия хочет удостовериться, что ты достаточно уверен в себе и на самом деле хочешь поступить в этот университет. Поэтому они в основном критикуют, и ты должен убедить их, объяснить, почему ты хочешь заниматься именно такой фотографией, почему ты хочешь заниматься исключительно фотографией и ничем больше.
Чего тебе хотелось бы достичь в фотографии?
Я хочу заниматься документальной фотографией. Сейчас я работаю для экономической газеты. В будущем хотелось бы работать на себя, снимать то, что самой нравится и как нравится. Снимать так, как я хочу, ездить по миру.
Недавно я закончила серию, над которой работала около 3 лет. Серия посвящена жизни русинов - это маленький народ на севере Словакии. Во всем мире их всего 30 тысяч, они считаются вымирающим народом. В течение трех лет я снимала их, каждые полгода я ездила и фотографировала, как они живут и как меняется их жизнь.
Ты жила с ними?
Я сама русинка.
Ивана Ясминска, из серии "Русины"
Получается, ты работаешь и учишься одновременно? Как построено обучение, что тебе удается это совмещать?
Обучение - дистанционное, раз в два месяца проходит воркшоп в течение четырех дней. Поскольку многие студенты и большинство профессоров уже состоявшиеся фотографы, у них много выставок, и они ездят по всему миру. И они просто не смогли бы каждый день ходить на занятия.
Есть ли какие-то авторы которые тебя вдохновляют?
Мартин Парр (Martin Parr), фотографы агенства Магнум, Jindřich Štreit (профессор в университете), La Chapelle, Diana Arbus. Мне нравятся фотографы, снимающие концептуальную фотографию.
Как тебе кажется, есть ли специфика у чешской фотографии?
Сейчас нет, поскольку чувствуется большое влияние запада. Но в 80-х появилась социальная фотография. Все начиналось с пленки, многие до сих пор снимают, делают серии.
В Чехии выходит несколько ежемесячных фотографических журналов. Они в основном ориентированы на концептуальную фотографию. Большинство чешских фотографов сосредоточены именно на ней. Если хочешь выставляться за границей, нужно снимать концептуально. Поэтому и в школах больше учат именно концептуальной фотографии.
Когда снимаешь концептуально, ты должен сам придумать идею, сам подготовить свет и т.д. Если это документалистика или репортаж, нужно просто дождаться правильного момента. В такой фотографии гораздо меньше авторского. Получается, концептуальная фотография сложнее. Но мне ближе документальная съемка.
Ты думаешь о потенциальном зрителе, когда снимаешь?
Когда я снимаю, мне в первую очередь интересен человек, которого я фотографирую. Есть желание его изучить, понять, как он живет. И только потом, когда вся работа проделана, хочется этим поделиться с другими, продать, показать. Нельзя изначально делать для других, так или иначе, понравится не всем.
Нельзя ведь сказать: “А не поснимать ли мне русинов?”. Вначале всегда появляется интерес. Потом уже, когда ты много времени проводишь с людьми, начинаешь понимать их, только после этого можно фотографировать. Это формирует другой взгляд и дает возможность показать что-то новое.
Как ты понимаешь, что закончила работу над серией?
Когда я начала снимать русинов, у меня сразу было четкое представление о том, что я хочу получить. И потом каждые полгода я ездила к ним и снимала каждый раз тех же самых людей, так же, как и в прошлый раз. Через три года я почувствовала что устала, поняла, что мне уже не интересно. Позже я вернусь к этому проекту, но совсем по-другому. Может через несколько лет, не сейчас. Тяжело сказать, когда заканчивать... Наверное, когда исчезает интерес. Или когда понимаешь, ничего нового ты не можешь сказать. Тогда нет смысла продолжать.
У тебя есть какие-то ограничения в плане тем? Есть то, что ты никогда не будешь снимать? Может - насилие, страдание?
Я не хочу снимать в студии. Насилие или страдания меня не отталкивают, но в студии не хочу.
Мне интереснее фотографировать на улице, разговаривать с людьми, узнавать их. А студия - это клетка. Я чувствую себя в ней, как кролик в клетке. Студия хороша для учебы, там можно отточить постановку света и технические аспекты. Когда ты уже научился, лучше с этими знаниями идти на улицу и там снимать.
С Иваной беседовали: Анна Прыткова, Виктор Петренко